Душеполезные рассказы  

«Не всякому духу верьте…»

Оканчивается 2-е тысячелетие от Рождества Христова. Казалось бы, человечество, наставляемое и научаемое в течение всего этого периода Богодуховенными Отцами Церкви Христовой, должно стать мудрее, научиться различать ловушки исконного врага своего. В конце концов, просто выучить наизусть весь арсенал козней лукавого, ибо они неизменны - дьявол лишен творческого начала. Ан, нет. Сотни тысяч людей рвутся на выступления Давида Коперфилда, дивясь его полетам в воздухе. Ну, кажется, открой «Пролог» или жите Апостола Петра и прочитай, как Симона-волхва бесы по воздуху носили, как он «возносился» на глазах тысяч жителей Рима.
Нет! На страницах периодики, в телестудиях идет спор о природе коперфилдовских «чудес». Да бесовская природа, бесовская! В том же житии мы найдем описание «воскрешения» сотворенного волхвом - мертвец приподнялся. Точнее, бесы приподняли голову мертвеца. Все понятно и все ясно. Но то же самое повторяет потомственный колдун Юрий Лонго и на всей территории СНГ, люди заворожено смотрят на экран телевизора.
А чего стоит пресловутый «полтергейст»?! Сотни лет наши предки досконально знали, что безпричинный шум в доме, передвижка мебели, появляющиеся надписи и пр., все это «работа» «домовых», домовых бесов. А церковь научала борьбе с этой нечестью. Нет, современная «свободная личность» видит и в этом, и в появлении летающих тарелок, инопланетян проявление иного разума, иной воли, с которыми возможно совместное существование, и что самое страшное, пускается на все мыслимые и не мыслимые действия, ведущие к установлению контакта с духами. Причем, стоит подчеркнуть, что не подвергается анализу и то, с кем хотят установить контакт. Для «свободной личности», большей частью, вчерашнего атеиста, важен только сам контакт. И тогда - ах! Иной мир есть! Духи существуют!
Но давайте посмотрим, с какими духами человек может самостоятельно войти в общение. Ответ на этот вопрос св. Отцы дают однозначный - с духами зла, с бесами. (Подробнее: Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Иоанн Лествичник, Св. Игнатий Брянчанинов и др.) Прежде всего это потому, что Ангелы - духи служебные, абсолютно исполняющие волю Божию. Их явление человеку зависит от нее, от воли, а не от желания человека общения с миром иным. А вот бесы очень охочи до любых контактов с любопытствующими, дабы соблазнить последних, восстановить на не послушание Богу. Для них все средства хороши и любые обличья: и ангела света, и зверя, и «тарелки», и «инопланетянина»... Знали это издревле. И Моисей, перечисляя беззакония иудеев говорит, что они «приносили жертвы бесам, а не Богу» (Втор. 32, 17) Св. Иоанн Златоуст поясняет, что бесы вселялись в идолов, которым поклонялись евреи, т.е. сами стремились к контакту. Яркий пример вселения бесов в предметы, которым поклонялись язычники - Оракул Дельфийский. Когда бес, вселившийся в статую «бога» в Дельфах, «пророчествовал», рассказывая о прошлом, предсказывая будущее. Конечно же, бесы не могут презирать будущее, они подслушивают, подсматривают, вообще, делают все, чтобы общающимся с ними людям казаться всемогущими. И если вспомнить слова Писания, что они являются духами злыми (Лк. 7, 21), духами обольстителями, (1 Тим. 4. 1) не сохранившими своего ангельского достоинства (Иуд. 6), а их предводитель есть от человекоубийца, от начала лжец и отец лжи (Иоан. 8,44), то всякому станет понятно, на сколько опасно для человека общение с ними. Св. Иоанн Златоуст подчеркивает, что в них мы имеем врага постоянного, имеющего к нам вражду непримиримую. Причем наша среда обитания - это и их среда. Св. Феофан Затворник предупреждает, что «повсюду окружают нас духи злобы и непрестанно приступают к нам, как комары в сыром месте». И «если б только, - говорит св. Иоанн Златоуст, - позволил им Бог показать нам их страшный отвратительный образ, то мы поверглись бы умопомрачительству».
Учитывая многовековой опыт нечистой силы в совращении людей, мы поймем, коль велико промышление Божие о нас, грешных и неблагодарных! Бог Сына Своего отдал на заклание за грехи наши, но мы грешим вновь и вновь, и вместо покаяния, увы, многие взращивают в себе стремление к общению с сатаной, противником Того, Кто дал нам жизнь и Которым мы живем. Поэтому, всякий раз сталкиваясь с непонятным, труднообъяснимым, стоит вспомнить слова Апостола: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте. Но испытывайте духов, от Бога ли они: потому что много лжепророков появилось в мире».(1 Ин. 4,1)

О природе болезней и доморощенных «целителях».

Болезни сегодня это, пожалуй, та тема, которая никого не оставляет равнодушным. Доброе большинство населения себя считает больным, причем и суть болезни часто не в состоянии объяснить — просто что-то не так. Кто-то приходит в храм и дальше идет дорогой Жизни, но многие скитаются от «бабки» к «дедке», от мага к экстрасенсу впитывая, вместо спасительной истины Православия, десятки глупостей полуграмотных «провидцев». На что только не идут люди, но здравия не имут ни душевного, ни телесного.
Чтобы понять природу болезней и осознать тщетность поиска помощи в скорбях вне Тела Христова — Церкви, давайте обратимся к Апостолу: «Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть», и вот эта смерть: «...Перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). И это не то, что осталось там, где-то в пра-истории, нет, каждый «сделанный грех рождает смерть», предупреждает другой Апостол (Иак. 1, 15) Преп. Серафим Саровский, говоря о том же, идет как бы от противного: «Отними грех и болезнь исчезнет». А преп. Амвросий Оптинскй излагает спасение по св. Иоанну Златоустому следующим образом: «Не грешить; согрешивши — каяться; кто плохо кается, тому терпеть находящий скорби». Вот и все. Просто, как проста Истина. Стоит только не отступать от Истины и тьма скорбей не одолеет нас: жить просто и в Боге, есть обычную натуральную пищу и столько, сколько требуется для поддержания жизни. Не упиваться вином; носить скромную, соответствующую полу одежду. Желанию украшения тела дорогой одеждой, драгоценностями и пр. противопоставить понуждение к благоукрашению души любовью к ближнему. Ведь Бог — это Любовь. Спаситель весь закон выразил двумя заповедями — возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего. Все остальные заповеди, суть производные от первых двух. Поэтому, в жизни стоит руководствоваться золотым правилом — не желай и не делай ближнему того, чего бы ты не хотел, чтобы пожелали, а тем паче сделали тебе. Преп. Амвросий так шутливо об этом говорил: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение!»
Фарисеи, которых так клеймил Господь, и молились, и постились — любви не было. По-сути, веря в Бога, не верили Богу, Который устами пророка возвещал: «...Народ обремененный беззакониями, племя злодеев, племя погибельное! К чему Мне множество жерт ваших?... каждение отвратительно для Меня; ...моления ваши Я не слышу: ваши руки полны крови. Перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда приидите и разсудим... Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1. 4, 13 — 18). Но любовь, словами Апостола, «есть совокупность совершенств» (Кол. 3. 14) и путь к этой вершине лежит через исполнение заповедей, через вытравливание из души греха.
Теперь, разобравшись с природой болезней, давайте перейдем к тем, кто не имея ни власти, данной Богом, ни, естественно, благодати для устранения главной и единственной причины болезней — греха, дерзновенно объявляют себя «целителями». Собственно, они не только не пытаются бороться с грехом, но и, наоборот, восстанавливают людей друг против друга. Каждый, кто обращается к очередной «ворожеи», слышит: «Пороблэно». Причем, «злодействует» обязательно кто-то из близких — родня, соседи, сотрудники, редко дальше. Хорошо, если человек, отбросив басни, пойдет в храм и покается. Увы, думаю, каждый священник может рассказать множество историй людей, для которых излишняя доверчивость и неразборчивость в погоне за телесным здравием кончались глубокими ссорами с близкими, разводами в семьях и пр.
Остановитесь! Вспомним слова св. Иринея Лионского, одного из авторитетнейших Отцов Церкви: «Кто отделяется от Церкви и последует бабьим басням, те по истине суть самоосужденные». Поэтому, не надо к прежним согрешениям добавлять новые, обвиняя в своих бедах кого-то. Молитесь лучше о здравии всех, и тех, кого друзьями считаете, и тех, кого во врагах числите. Идите в храм и исповедуйте свои грехи, отдайте их Тому, кто грехи любого чада Своего готов отмыть Своей кровью. Принимайте и стяжайте благодать Святаго Духа в преподаваемых Церковью таинствах, ибо смысл их в отмаливании грехов, оздоровлении духовном и телесном.
Что такое – свобода?

Свобода! какое это великое и прекрасное слово, имеющее такую мощную и притягательную силу для человека! Особенно в наши времена приходилось и доселе приходится слышать это слово, часто произносимое как какой-то священный лозунг, с целью привлечь к себе людей и повести их за собой. И это продолжается до сих пор. Несмотря на то, что как лозунг оно обмануло ожидание многих, а весьма многих, поверивших в его искренность, заковало в цепи такого ужасающего рабства, о каком они и представить себе не могли раньше. Вплоть до потери права не только свободно говорить, но даже мыслить и чувствовать свободно.
Еще в 1908 году Московская Синодальная Типография издала прекрасно написанную брошюру под заглавием: «В чем истинная свобода христианина?»
Вот какая необыкновенно живая образная картина нарисована в ней.
Под теплыми лучами весеннего солнышка растаяли глубокие снега. Посмотри - река ломает лед. Долгую зиму она была скована холодными ледяными цепями. Теперь река сбросила эти оковы и широким стремительным потоком разлилась по лугам и полям. Быстрые волны неудержимо несутся вперед туда, далеко, далеко к простору неведомого синего моря.
Мы с тобой стоим на высоком берегу и любуемся свободной рекой.
Но почему вдруг на лице твоем отразилась печаль и тревога? Почему в глазах показались слезы скорби и отчаяния? Ты увидал, что грозные, бурные воды, выступившей из берегов реки, несут с собой обломки твоего собственного родного дома. Ты знаешь теперь, что волны разрушили все плотины и преграды. Волны, как жадные хищники-победители, завладели твоим добром. В одно мгновение они разрушили и уничтожили все то, над чем трудился твой отец и твой дед, что ты сам созидал, приумножал и возделывал тяжелым трудом твоих рук в поте лица твоего.
Еще большие бедствия грозят человеку, если из границ и пределов выходит он сам и другие люди, если никто не хочет знать удержу своим желаниям и не признает никакой узды над своим безрассудным своеволием.
Поразмысли хорошенько о том. Что будет с тобой и со мной, с твоими родными и близкими, если все станут думать, что быть свободным, значит делать все, что захочется? Ты протянешь руку за добром соседа, а сосед в это время загонит на свой двор твоих коров и овец, пойдет с косой на твой луг, а жену пошлет с серпом жать рожь на твоей полосе. Если вы пойдете в суд искать друг на друга расправы, то и судья может сказать вам: «Я тоже хочу быть совсем свободным, как и вы оба. Что мне правда и закон? Кого хочу, того засужу, кого мне угодно, того и помилую!»
Если такая будет у людей свобода, то на земле не останется ничего святого, не будет между людьми никакого порядка, люди одичают и станут жить, как неразумные звери лесные.
Не напоминает ли это нам, православным русским людям, именно то, что стряслось над нашей несчастной Родиной, когда сбитые с толку, одураченные лживой пропагандой, русские люди поверили, что нет ничего лучше такой свободы, когда каждый может делать свободно все то, что ему захочется?
Поистине оказались пророческими выше приведенные нами слова этой брошюры, изданной еще за 10 лет до кровавой катастрофы, постигшей нашу несчастную Россию!
И вот теперь, после всех пережитых нами кровавых ужасов и беспощадного уничтожения всего того, что созидалось нашими отцами и дедами в течение столетий, нетрудно каждому из нас, кто еще не потерял совесть, ответить на вопрос автора брошюры: «Хочешь ли ты такой свободы без всяких пределов и без всякого удержу?».
Нет! Ты хорошо понимаешь, что это не настоящая свобода, не та свобода, которой желает сердце всякого человека. Истинная свобода не может нести за собой вражду, горе и бедствия. Здесь не свобода, а произвол, самый грубый и жестокий произвол. Разум человеческий, наше сердце и совесть говорят нам, что не в своеволии и произволе настоящая свобода, что произвол не есть свобода, а враг всякой свободы.
Золотые слова! Разве мы не видим не только у нас на Родине, но и в так называемом «свободном мире» этот ужасающий душу произвол, под лукавым предлогом мнимой «свободы»? Произвол этот царит всюду - во всех областях жизни: личной, общественной, государственной и религиозно-церковной. О законности, справедливости, гуманности, в действительном смысле этого слова, теперь никто и не помышляет. Современные «властелины» стремятся к одной цели - сделать свою собственную волю законом для других людей и готовы жестоко карат тех, кто ратует за истинную законность - Закон Божий и соблюдение согласных с ним законов церковных и гражданских. Где же настоящая христианская свобода, к которой одной мы и должны стремиться?
Ответ на этот вопрос дает св. Апостол Павел: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода»(2 Кор. 3, 17).И этот же св. Апостол заповедует нам неуклонно хранить эту истинную свободу, увещевая нас: «Стойте на свободе, которую даровал вам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства». (Гал. 5, 1).
Евреи, ожидая прихода обещанного Спасителя - Мессии, думали, что Он придет, как великий и славный вождь, победоносный военачальник, который освободит избранный народ еврейский от ига римлян и дарует ему земное могущество и власть над всеми народами земли.
Но Христос-Спаситель пришел не во славе и могуществе, а в кротости и смирении. Приняв Сам зрак раба, Он даровал свободу не одному только еврейскому народу, а всему человечеству, свободу от греха, проклятия и смерти. И эта свобода заключалась отнюдь не в произволе, а наоборот - в разумном ограничении себя во имя добровольного и радостного подчинения себя Закону Божию - заповедям евангельским, которые принес на землю от Отца Небесного Воплотившийся, нашего ради спасения, Единородный Сын Божий.
Эта истинная свобода заключается не в чем ином, как в добровольном освобождении себя от гнетущего бремени и власти греха и в принятии на себя благого ига и легкого бремени Христова (Матф. 11,29-30). В способности быть совершенным во всяком роде добродетелей.
Пока человек живет во грехе и не думает отстать от своей греховной жизни, не может быть и речи для него об истинной свободе, о чем ясно учил Христос-Спаситель, говоря: «Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха»(Ин. 8, 34).
Значит, без веры во Христа-Спасителя и без исполнения его святых заповедей, никакая истинная свобода невозможна, а будет царить среди людей только дикий, жестокий произвол тех, кто сумел разными происками, интригами или грубой силой захватить власть над людьми, с целью использовать ее в своих личных эгоистических интересах.
Это мы и видим в наше время с особенной яркой очевидностью, и со всеми страшными последствиями, делающими порой современную жизнь каким-то преддверием ада.
И только там, где люди будут искренно стремиться к подлинной христианской свободе - свободе от рабства греху, сможет водвориться во взаимных отношениях между людьми и та внешняя, земная свобода, которая так многих к себе манит. Там не будет преступлений и преступников, там не нужны будут суды и наказания, там опустеют и закроются за ненадобностью тюрьмы. Там же, где люди кричат о «свободе для прикрытия зла», что бы скрыть до поры до времени от других людей свои низменные стремления и себялюбивые расчеты (1 Петр. 2,16), там нельзя ждать ничего доброго. Много громких слов о свободе говорят такие лжепророки и лжеучители. Иногда, даже весьма красноречиво и будто бы даже убедительно, но мы теперь увидели, к чему приводят на практике эти красивые слова, это «надутое пустословие», которым «они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении». (2 Петр. 2, 18 - 19) «0бещают им свободу, будучи сами рабами тления, ибо кто чем побежден, тот тому и раб» (там же).
В наше время особенно важно и необходимо отражать всю эту лживую пропаганду всевозможных ложных учителей, столь энергично подготовляющих сейчас в мире обстановку, благоприятствующую воцарению Антихриста. Всячески разоблачать ее и противодействовать ей всеми возможными и доступными нам средствами, дабы самим не оказаться в лагере этих самозванных «учителей», и более всего на свете дорожить нашей духовной свободой, как можно чаще напоминая себе увещание св. Апостола: «Итак, стойте в свободе, которую даровал вам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства»(Гал. 5, 1).
«Имеющий уши слышати, да услышит!». (Лк. 8, 8; 8, 15)

Свобода и цепи.

Каждый человек любит свободу. Ищет свободы.
Святое желание: Господь создал нас для свободы духа и воли. Но освобождает человека только «истина Божия» и воспитание себя для свободы.
Сделайте себя достойными свободы. Раб похоти, свободы не достоин. Освобождая себя, не выпустите на волю псов похоти живущей в вашей душе.
Человек может быть истинно свободен только тогда, когда управляет своей душей.
Когда воспитал себя так, что не может поработиться случайному соблазну, внезапному порыву, капризу. Вот что рассказывают о Св. Иринархе Ростовском.
Желая найти путь спасения, Иринарх стал перед ликом Христа, и взывал к Нему: «Ты, Господь, потерпевший за нас великое страдание, открой, как мне грешнику, неразумному поселянину, спастись и угодить Тебе».
Тогда от иконы раздался голос:
«Иди в келью свою и будь затворником, и не выходи, тогда спасешься».
И вот Иринарх стал жить, не выходя из своей кельи. Он сковал себе железную цепь в три сажени длины и ею прикрепил себя к деревянному стулу. Потом наложил на себя еще железные вериги и выносил посмеяние от братии. Шесть лет сидел Иринарх на цепи, пока один добрый человек из города Углича не прислал ему другую цепь, также трех саженей и, соединив их вместе, Иринарх получил свободу двигаться на шесть саженей. Потом от одного старца он получил цепь в три сажени, и Иринарх получил большой простор. Всего в цепях он трудился двадцать лет.
Рассказ этот, своего рода символ.
Пустынники, прожив в пустыне десятки лет, — безбоязненно уходили в города, и соблазн городов был не опасен для них.
Но слабому, пока не окрепнет лучше не давать себе свободы, бегать от соблазнов, приковать себя цепью к семье, к детям, к очагу. И, дабы не впасть в грех, лучше отнести себя к самым слабым.
У известного тамбовского епископа-затворника Феофана однажды спросили его почитатели:
— Ужели без затвора, без темницы, без уз нельзя спастись?
— Да, — отвечал духовно просветленный, высокообразованный и умудренный житейским опытом святитель-затворник. — Дух человека связан крепкими узами, сплетенными из трех прутьев: самоугождения, мира и диавола. Чтобы разорвать эти узы духа, нужно наложить узы на то, что связывает наш дух, нужно парализовать силу, парализующую наш дух. Если вы сумеете, при помощи благодати Божией, обуздать в себе страсти самоугождения, миролюбия, а также оградить себя от козней диавола и без затвора, темницы и уз вещественных,— вы блаженны, и мзда ваша велика на небесах! А я, вот, не мог без этого обойтись: простите меня, грешного!
Нужно добровольно связывать свою волю, чтобы не связал ее грехом дьявол.

Откровение о Божественных Тайнах Христовых.

— Был, — говорил преп. Арсений Великий,— в ските один старец, проводивший очень строгую жизнь славившийся своими добродетелями среди всех иноков. Этот старец, по причине простоты своей (он не был обучен Свящ. Писанию), соблазнялся о пречистых Тайнах Христовых, помышляя, что Хлеб, который мы принимаем из священного алтаря, и Чаша, которой причащаемся, не есть истинное Тело и Кровь Христовы, но только подобие Тела и Крови Христовых. Об этом узнали два опытных старца. Поняв, что так думал тот старец не по злобе, но по простоте и неведению своему, они решили вразумить его. С этою целью они пошли к нему и, побеседовав с ним обо многом на пользу души, между прочим сказали и следующее:
— Мы слышали, честный отец, об одном брате, что он не правильно мыслит о Хлебе, который мы принимаем от святого алтаря, и о Чаше, которую мы пием, — что это не есть истинное Тело и Кровь Христовы, но только их подобие».
Старец же отвечал им:
— Это я думаю так.
Они стали уговаривать его, говоря:
— Не думай так, честный отец, но веруй так, как учит веровать святая, соборная и апостольская Церковь. Мы веруем и исповедуем, что хлеб есть истинное Тело Христово, а вино в чаше есть истинная Кровь Его, а не подобие только Тела и Крови.
Затем те отцы привели в доказательство истинности своих слов многочисленные свидетельства из Свящ. Писания и из творений отцев и учителей Церкви, стараясь убедить того старца оставить свое ложное верование. Но он в простоте сердца сказал им:
— Если не удостоверюсь самым делом, то не поверю.
Тогда старцы сказали ему.
— Помолимся Богу все трое об этом, дабы открыл Он нам тайну эту, предварительно попостившись всю неделю. Мы веруем, что Он откроет нам эту тайну, так как он не допустит погибнуть многолетним трудам твоим.
Старец с любовью выслушал их совет, и все они затворились каждый в кельи своей на всю неделю и проводили время в посте и молитве. Старец тот молился к Богу так:
— Господи! Ты знаешь, что я мыслю так не по злобе, но своим простым умом не могу постигнуть тайны этой. Открой же мне, по благодати Твоей, истину, дабы я не заблуждался в неверии.
Другие же два старца говорили в молитве своей:
— Господи! Открой брату нашему великую тайну Твою, дабы он не остался неверующим в нее и не погубил бы своих трудов и добродетелей.
Бог послушал рабов Своих и открыл им страшную тайну ту таким образом.
По прошествии недели с тех пор, как старцы начали свой пост и молитву, наступило воскресенье. Три старца пошли в церковь, для слушания божественной литургии. В церкви стали они друг около друга. Господь открыл духовные очи их. Когда для святой трапезы был приготовлен хлеб, они увидели вместо хлеба юного младенца. В то время как священник простер руку для того, чтобы преломить хлеб, старцы увидели ангела Божия, сошедшего с неба и имевшего в руках нож. Заколов младенца, ангел вылил Кровь в чашу. Когда священник преломлял хлеб, ангел раздроблял Тело на части.
Между тем наступило время причащения. Вместе с прочими братьями пошел причащаться и не веровавший брат. Приняв в руки кусок мяса, сырого и источавшего кровь, и, видя кровь в чаше, старец этот в ужасе воскликнул:
— Верую, Господи, что хлеб сей есть Твое Тело, и вино сие есть Твоя Кровь.
Тотчас мясо обратилось в хлеб и кровь в вино. Тогда старец причастился святым Тайнам Христовым с великим страхом и умилением сердечным. Другие два старца сказали ему:
— Христос Бог знает, что человек не может есть сырого мяса и пить кровь. Поэтому он и предлагает верующим пречистое Тело Свое под видом хлеба и животворящую Кровь Свою под видом вина.
Затем старцы возблагодарили Господа за откровение и за то, что Он не попустил погибнуть в неверии тому добродетельному старцу.

Поучительный случай, описанный в жизнеописании в Бозе почившего оптинского Старца иеросхимонаха о. Амвросия (1900 г., стр.107) нас научающий не привязываться ни к чему земному.

На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно, — лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится, и не даст молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова (в первый день Пасхи) монах подошел к клетке и говорит: «Скворушка, Христос воскресе!»
— А скворец отвечает: «Вот то-то и беда наша, что воскрес, — и тут же околел; а в кельи монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку, и раскаялся...

Почему нельзя молиться за Льва Толстого?

Многие недоумевают и даже письменно спрашивают: «Поминают ли у вас Толстого? Ведь жалко его. Говорят, в последнее время он был в обители и хотел исповедаться».
Вопрошающие очевидно не знают, что Толстой был упорный еретик, был хулителем Христа, Православия, его обрядов, его служителей! Для разрешения подобных недоумений, помещаем ответ Архимандрита Антония на вопрос, поставленный в заглавии статьи.
— Личность Толстого не была заурядная. Толстой был щедро одарен от Бога необыкновенными талантами литературного творчества. Первоначально написав высокоталантливые произведения: «Война и Мир», «Анна Каренина» и другие, вызвавшие восторженные похвалы читателей, называвших его «великим писателем земли русской», он безрассудно впал в самообольщение, тщеславие и гордость, при чем неизбежно, по свойству такого душевного состояния, потерял здравый смысл и логический критерий. Потом, вступив в несродную ему область религиозной и философской мысли, дошел до сплошного отрицания всего круга прежних своих понятий, т. е. до состояния сумасшествия. И, наконец, в течение последних 28 лет своей жизни, сделался в своих писаниях в высшей степени дерзким богохульником, еретиком и наглым отрицателем всех церковных и государственных установлений, без которых не могла бы существовать наша родина. Так напр., статья Толстого «Действительное средство», направленная против смертной казни, представляет один гнусно-фальшивый набор слов, в котором автор злоумышленно даже не намекнул на известную ему, как и всем, разумную и глубоко справедливую основу закона о смертной казни, неизбежно необходимой для сохранения жизни, имущества граждан и государственного порядка от озверелых людей, потерявших нравственный образ и человеческое достоинство.
Названная статья является — слава Богу! — уже последним, предсмертным рыканием Толстого . Такими писаниями, при художественном изложении он совратил с истинного пути сотни тысяч людей. По смерти Толстого, осталось много еще не напечатанных его сочинений, к изданию которых имеет приступить семья Толстого, и которые, если не будут запрещены, произведут в народе, особенно в молодежи обоего пола, среди городских рабочих и деревенских жителей, неверие, безнравственность и законопреступные проявления всяческих свобод.
Нельзя не пожалеть о великом писателе неудачнике, превратившемся в величайшего грешника, жившего и умершего без покаяния, а также и о жалких его последователях, коснеющих в грехах своего учителя.
Прожив 821/2 года, я наблюдал много разного рода людей и событий. Сравнивая прошедшее с настоящим, я пришел к строго логическому заключению, что существующее ныне расстройство религиозное, умственное, нравственное, экономическое и политическое возникло, развилось и окрепло на злокачественной почве лжеучения Толстого, и что почва эта создалась господствующею ныне у нас в общественных делах партийностью следующим способом.
Хотя Толстой учился плохо в университет и не окончил его, и хотя жизнь его представляла обыкновенное крепостническое барство, отвлекавшее от забот об образовании нравственного характера и об уравновешении душевных способностей: тем не менее, последователи Толстого широко распространили увлекательную рекламу о Толстом, как о необыкновенном ученом, гениальном учителе света, добра и правды и о благодетельном печальнике народном. Что касается учености, то никаких научных солидных сочинений Толстой не издавал. Учение его о свете, добре и правде было дерзко извращенное и крайне ложное, а печальником народным Толстой никогда не был.
Под влиянием этой рекламы и при подстрекательстве и руководительстве со стороны еврейско-кадетских и октябристских партий, средняя, а особенно высшая школа разваливается, учащие и учащиеся разделились на правых и на левых. Последние, вместо науки, занялись возбуждением в народе революционного настроения, для чего, в сущности и было организовано публичное чествование умершего Толстого. Учащаяся молодежь обоего пола бродила толпами по городским улицам и, совокупно с хулиганами, зычно выкрикивала: «Долой смертельную казнь», и тут же: «Вечная память»! Толпа молодежи ездила даже на поклонение еретической могиле Толстого, воспользовавшись уменьшенным железнодорожным тарифом. В довершение производимой демонстрации, были посланы телеграммы на имя, несомненно, распропагандированной семьи Толстого.
Таким образом, становится очевидным, что чествуют Толстого как выдающегося, излюбленного атеиста и анархиста, без всякой логической связи этого чествования со здравым понятием об истинной заслуге соотечественников пред своей родиной. Также и то, — что этой прискорбной смуте, к глубокому сожалению благомыслящих людей, не разумно и безстыдно сочувствуют многие из простонародья, из интеллигенции и из заседающих в государственной думе, в государственном совете и в разных других правительственных учреждениях.
Помянутая реклама успела воспрепятствовать серьезно мыслящим и всем прочим почитателям Толстого вникнуть в сущность лжеучения Толстого и убедиться в том, что их рекламируемый кумир, Толстой был человек умопомешанный, обнаруживший свое помешательство наконец, вполне очевидно, фактом совершенно безмысленного бегства из родного дома, в котором прожил более 80 лет, от жены и родной семьи.
Последователи Толстого усиливаются, может быть, и в видах самооправдания, объяснить факт его бегства, равно как и всю преступную работу его за последние 28 лет, какими то порывами в высоту миросозерцания. Но это объяснение фантазия, не имеющая реального основания. Не сомневаясь в действительности помешательства Толстого, я искренне верую, что это проявление помешательства должно было постигнуть, и постигло Толстого по воле Божией как праведное воздаяние ему в сей жизни, за погубление им своими сочинениями безчисленного множества христианских душ. А с другой стороны — как предостережение свыше и вразумление последователям его .
Нравственным долгом почитаю заявить обо всем изложенном мною во всеуслышание в надежде, что, может быть, при помощи Божией, кто-либо из запутавшихся в лжеучениях Толстого придет в разум истины и покается.
Некоторые спрашивают моего мнения, почему члену православной церкви воспрещается молиться о Толстом и приглашать для молитвы священника. Вопрошающие соглашаются с тем, что, так как Толстой не признавал церкви и церковных обрядов то, действительно, нельзя было хоронить его. Но почему же — задают вопрос — нельзя молиться, чтобы его помиловал Господь?
Мое мнение таково: истинный сын св. православной Церкви должен безусловно подчинятся канонам и уставам св. Церкви. А она никогда, ни своим учением, ни примером, не указала, что нужно и можно молиться об Арии, Нестории, Македонии и других еретиках, или об Иуде предателе. Поэтому-то и о Толстом, как о еретике, запрещается молиться и запрещается для этого же приглашать священника.
Кроме того, Толстой не был грешником, подобным каждому из нас и всем людям, о которых можно и должно молиться по завету Спасителя, внушавшего нам молитву даже за врагов наших: Толстой оказался в своих лжеучениях, таким же гордым противником Бога и озлобленным человеконенавистником, как исконный враг рода человеческого сатана. Сатана был осужден правосудием Божиим, потому-то и наша молитва о помиловании последователя сатаны — Толстом явилась бы неуместною. Участь Толстого должна быть всецело предоставлена, в мыслях наших, всеведению, всемогуществу и правосудию Божию.
По вине умопомешенного Толстого, сделалось возможно нынешнее злое революционное движение, напоминающее 1905—1906 годы имеющее целью разрушение нашего государственного строя и народного благосостояния. Невыносимо больно, до слез, представлять себе, что наше правительство воздерживается от принятия решительных мер к подавлению этого злодейского движения!.. Боже милосердный! Помилуй и заступи нашу бедную родину, терзаемую потерявшими совесть внутренними врагами!»

Архимандрит Антоний, бывший наместник Киево-Печерской Лавры.


Последние монахи.

Однажды некоторые ученики Божественного аввы Антония, видя в пустынях безчисленное множество монахов, прилежащих с великой ревностью по Боге и с соревнованием друг-другу всем добродетелям и святым подвигам, спросили его: «Отец! Долго ли будут продолжаться эти ревность и усердие к уединению, к нищете, к смирению, к любви, к воздержанию и ко всем прочим добродетелям, которым так тщательно прилежит все это множество монахов, почти без исключения?
Муж Божий так отвечал им, воздыхая и проливая обильные слезы: «наступит некогда время, сыны возлюбленные, в которое монахи оставят пустыни и вместо них устремятся к богатейшим городам. Там вместо вертепов и хижин, которыми усеяна пустыня, они воздвигнут, стараясь превзойти одни других, великолепные здания, препирающиеся пышностью с царскими палатами. Вместо нищеты вкрадется стремление к собиранию богатства; смирение сердца превратится в гордость; многие будут напыщенны знанием; любовь иссякнет; вместо воздержания явится угождение чреву, и многие из монахов озаботятся о доставлении себе изысканных яств не менее мирян, от которых они будут отличаться только одеждою и клобуком.
Находясь посреди мира, они не устыдятся неправильно присваивать себе имя монахов и пустынников. Не перестанут они величаться говоря: «Аз есм Павлов, аз же Аполлосов» , как будто вся сущность благочестия заключается в значении предшественников, как будто позволительно и справедливо хвалиться отцами, как хвалились иудеи предком своим Авраамом! Однако между монахами тех времен некоторые будут далеко лучше и совершеннее нас: потому что блаженнее тот, кто мог преступити, и не преступен и зло сотворити и не сотвори нежели тот, который увлекается к добру примером многих добрых. Так Ной, Авраам и Лот, проводившие святую жизнь посреди нечестивых, справедливо прославляются Писанием.


О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви. Записки Епископа Игнатия Брянчанинова.
1862—1866 г.г. (С сокращ.)

Действия, существенно нужные для Российской Церкви.

Дух времени таков и отступление от православно-христианской веры начало распространяться в таком сильном размере, безнравственность так всеобща и так укоренилась, что возвращение к христианству представляется невозможным: волею бо согрешающим нам по приятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва (Евр. 10, 24), сказал Апостол иудеям, принявшим христианство и от христианства обратившимся снова в иудейство, захотевшим соединить христианство с иудейством. Христос соделался невидим для иудеев, и, невидимый ими, удалился из среды их, когда они хотели убить Его (Ин. 8, 59). Христианство соделывается невидимым для нас, удаляется от нас, когда мы покушаемся убить его распутною жизнью, принятием разных лжеучений, когда мы покушаемся смесить христианство со служением миру. Господь сказал: Всяк делаяй злая ненавидит Света и не приходит к Свету. (Ин. 3, 2).
Ныне все, всею душою устремились к разврату, назвали его «наслаждением жизнью»,— и пребывание в христианстве, возвращение к христианству сделались невозможными для человечества. Для того и другого необходимо всецелое оставление разврата, всецелое подчинение себя строгой христианской нравственности. Она воспрещает не только блуд, но и все, что приводит к блуду чем внедряется в душу сладострастие, как-то театры, плясания, карты и прочие игры сатанинские, языческую литературу: оно требует полного отречения от ветхого естества (Лк. 14, 26).
Не будем вводить ничего нового, последуем с точностью Писанию, переданному Св. Церковью, учению, переданному Святыми Апостолами и Святыми Отцами! Таков возглас, повторенный почти на всех Вселенских и поместных Соборах святыми Святителями и святыми Отцами, присутствовавшими на этих Соборах.
При всех возникавших в Церкви затруднительных вопросах, начиная со времен Апостольских, Церковь, для разрешения их, постоянно составляла Соборы: на соборах рассматривались недоумения, и поверялось состояние Церкви, По настоящему, затруднительному положению Всероссийской Церкви, созвание Собора сделалось решительною необходимостью. Вместе с этим созвание Собора, по духу времени, не возможно без известного приготовления к столько святому начинанию. Необходим Собор правильный, на всех правах прежних Соборов, а Собор самочинный, по собственному усмотрению лица, или лиц, руководствующихся не правилами Церкви, а своею самостью, только повредит делу, еще более поколеблет Церковь Всероссийскую, — положение Ее сделает еще более запутанным.
Последним Собором Российским, по правилам и в характере православной Церкви, должно признавать Собор, собиравшийся в Москве при Царе Алексее Михайловиче; на этом Соборе низложен патриарх Никон. Этот Собор имеет не только все свойства Собора правильного, но и Собора Вселенского. На нем присутствовали все российские Епископы и полномочные представители Православного Востока, два патриарха. Отцы Собора имели право высказать свободно свое мнение. Можно сказать: на этом Соборе вся Православная Восточная Церковь выразила во услышании вселенной свое понимание веры и свой дух. В течение двух столетий положение Российской Церкви не рассматривалось и не поверялось Собором.
С последних годов ХУ11-го столетия Западным ветром нанесено много грязной пыли в недра Церкви и в недра Государства ко вреду для веры, нравственности и народности. Неведение православной веры, взгляды на нее и на Церковь из идей, доставленных развратом, протестантизмом и атеизмом, были причиною, что вкрались и насильно внесены в Православную Церковь посторонние, чуждые и враждебные Духу Церкви постановления, противные правилам и учению православной Церкви. Вследствие этого раздаются обвинения на Всероссийскую Церковь; раздаются обвинения столько сильные, что опровержения против них слишком слабы. Обвинения раздаются не только из среды старообрядчества, не только из среды иногласных исповеданий, но и из уст первых святителей православного Востока.
Между чадами православной Российской Церкви, знакомыми с учением и преданием православия, слышится ропот, выражается неудовольствие на настоящее положение Церкви, недоверенность к нему. Церковь Российская так долго пребывала изолированною, отсеченною от прочего православного Востока, что немедленное созвание Собора, на котором непременно должны быть уполномоченные представители Восточных Патриархов, представляется даже не безопасным, и в том отношении, что Восточные неминуемо потребуют значительного возвращения от уклонений. Возвращения, необходимого для восстановления во Всероссийской Церкви духа Церкви Вселенской, от которого она уклонилась преимущественно в своем Синоде тщетно именуемом Святейшим, и в своих духовных училищах, производящих почти наиболее протестантов и атеистов. Признаются нужными, крайне нужными следующие предуготовительные действия:
1) Должно составить полное собрание всех постановлений, которые Всероссийская Церковь приняла и установила собственно для себя, со времени царствования Императора Петра I, или с того времени, которое протекло после упомянутого Собора, имеющего характер Вселенского. Постановления эти еще не были контролированы Вселенскою Церковью, чего требует дух истинной Христовой Церкви: ибо и святый верховный Апостол Павел ходил нарочно в Иерусалим, чтоб там предложить на расследование и поверку другим Апостолам благовествование, которое им было проповедано язычникам (Гал. 22).
2) Должно получить по всем предметам Церковного учения и управления полное сведение от Восточных Патриархов. Также должно получить от них полное собрание тех постановлений, которые сделаны со времени отчуждения Российской Церкви от Церкви Восточной, и которые в Российской Церкви наиболее неизвестны.
3) Пригласить от Константинопольского Патриарха, с согласия прочих Патриархов, одно лицо или два лица, которые бы были и очень сведущи в Вере и очень благочестны, которые бы пользовались полною доверенностью Патриархов, и, совокупно с этими лицами, приуготовить все, что должно быть рассмотрено на Соборе. Предварительное рассмотрение и соглашение должно облегчить Собору действование его и устранить резкие столкновения.
Собор должен иметь характер Вселенскаго. Он должен пользоваться полною свободою. На нем должны быть представители всех Восточных Патриархов и все Российские Архиереи или лично или чрез поверенных своих.
На Соборе должны быть депутаты: 1) От монастырского монашества русского, по избранию этого монашества, 2) от белого духовенства русского, по избранию этого духовенства, 3) от православных мирян, по избранию мирян. Примерно каждая епархия должна избрать по два депутата из каждого разряда, всего каждая епархия должна дать по шести депутатов.
Правительство должно отрядить несколько сановников из лиц, наиболее знакомых с верою для наблюдения — подобно тому, как было на Халкидонском Вселенском Соборе — чтобы Собор совершился свободно и правильно.
Если Собор будет совершаться под влиянием интриги и уклонится от цели Богоуждения к цели человекоугодия, то лучше не быть ему: столько он принесет вреда, произведши решительное и гласное разъединение! Напротив того, если милосердие Божие дарует Собору совершиться с вожделенным успехом, как совершились Вселенские и Поместные Соборы православной Церкви: то благотворные плоды Собора, и в духовном и в гражданском отношениях, будут поразительно величественны и велики.
В духовном отношении доставится торжество истинному Христову учению, о котором у нас почти не смели говорить доселе. Когда же Христово учение объяснится, со всею откровенностью: тогда падут или, по крайней мере, очень ослабеют все еретические учения, православный народ утвердится в Православии, и многие иноверцы притекут под кров Православия. Православие должно быть принято во всей целости и полноте его, без допущения хулы на Святаго Духа ни по какому предмету.
В гражданском отношении такой Собор соединит православно-верующий люд во един народ, хотя бы этот люд и находился в различных Государствах, и под различным гражданским управлением. В России такой Собор должен сильно подействовать на раскол, который в настоящее время имеет много опоры для себя в правилах и постановлениях Вселенской Церкви. Американцы и англичане вынуждены будут не насилием, а здравым смыслом принять православную веру так, как она есть, без всяких изменений и исключений.
Россия, со времен Петра 1-го, часто и много принесла пожертвований в ущерб веры, в ущерб Истины и Духа, для пустых и ложных соображений политических, которыми прикрывало развращенное сердце ненависть и презрение к правилам Церкви и к закону Божию. Все эти соображения, поколебав страшно православную Веру, оказались решительно вредным для Государства и администрации. С сознанием ошибки, с самоотвержением должно отказаться от всех уклонений человекоугодливых, преступных в отношении к Богу. В противном случае, без этой решимости, лучше не созывать Собора.

Главнейшие предметы занятий Собора должны быть нижеследующие:

1) Рассмотрение постановлений, которыми руководствуется ныне Российская Церковь, за чем должно последовать уничтожение постановлений, не согласных с постановлениями православной Восточной Церкви.
2) Уничтожение касты, так называемого духовного звания, как неправильности, которая вкралась сама собою, в противность правилам Св. Апостолов (Правило 76-е). Восстановить древнейший обычай церкви: Епархия да избирает для себя архиерея, а приход иерея, диакона и причетника, свидетельствуя об их благочестии.
Чтоб доставить возможность благочестивым людям всех сословий приготовить себя к иерархическим степеням, должно составить: а) Богословие, не в характере школьном, а в характере общепонятном, в полном согласии с Богослужением православной церкви, чтоб познания, оглашаемые Богослужением всенародно, были возвещаемы и Богословием, в) подробнейшую Священную и Церковную Историю, которая ознакомит, во-первых, подробно с учением православной Церкви. Это учение тем яснее понимается, чем подробнее излагается борьба Церкви с многочисленными, восстававшими против нее ересями. Во-вторых, подробная Церковная история ознакомит с характерами и действиями Святых мужей. Известно, что характер и правила читателя образуются по тем образцам, которые представит ему история подробно и живописно.
3) Отречение для всех служителей алтаря от почестей и занятий мира сего, а для монахов, в каких бы они ни были церковно-иерархических степенях от всякого излишнего имущества, даже денег. Оставшиеся деньги и имущество после монахов должны быть собственностью монастырей, — никак не родственников по плоти. Люди мира сего вражда Богу есть: иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4, 4) научает нас Св. Писание. В Иудейской Церкви фарисеи, в латинской вообще все духовенство этой церкви, а наиболее иезуиты опытно доказали всю справедливость слов Писания. Посему правила Святых Апостолов повелевают: „Епископ или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя» мирских попечений. А иначе да будет извержен».
«Не подобает Епископу, или пресвитеру, вдаваться в народные управления, но неупустительно быть при делах церковных. Или да будет убежден сего не творити, или да будет извержен… Ибо никтоже может двум господам работать, по Господней Заповеди». (Правило 7-е). (Мф.6; 24.)(Правило 81).
Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержати обоя, то есть, Римское начальство (кавалерство) и служение священства: да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви и Божия Богови.(Мф.22; 21.)(Правило 83).
Для всех вообще служителей Божиих пагубно миролюбие и никак не может совместится с служением Богу: Не любите мира, ни, яже в мире. Аще кто любит мир, несть любы Отчи в нем. (1Ин. 2; 15.).
4). Необходимо для всего духовенства устранение от спекуляций и всех происков к обогащению, необходимо отречение от всех суетных почестей, необходимо удаление от роскоши, необходима скромность, а для монахов необходимо нестяжание.
Восстановление в монастырях уставов и правил Святых Отцов, изложивших уставы и правила для монашества по откровению Божию, по внушению Святаго Духа, а не по какому-нибудь соображению человеческому, причем необходимо устранение из монастырей всего, введенного плотским мудрованием, введенного духом самочиния, самомнения, духом презрения и ненависти к монашеству, духом презрения и ненависти к Святому Духу, к истинному Христианству. Монастыри испорчены гордынею и невежеством разных умствователей, умствовавших и действовавших по стихиям Западного протестантизма и атеизма.
Для православной Церкви необходимо монашество: она не может существовать без него. Монахи достигают христианского совершенства безстрастия, ощутительного действия в себе Святаго Духа, почему стяжевают понятие о Христианстве живое. И тени такого познания не может преподать никакая наука человеческая. Все профессоры, магистры и доктора Богословия, производимые университетами и академиями суть невежды в сравнении с монахом, обновленным благодатию Божиею за последование Христу исполнением Заповедей Его.
У нас монастыри извращены. Извращено в них все, извращено самое значение их. Духовные училища столько чужды духа православной веры, что вступление в монастырь кончившего курс Семинарии есть величайшая редкость. И не было примера в 50 лет со времени учреждения духовных Академий в России, чтоб кто-либо, хотя один человек, окончив курс в Академии, вступил в монастырь, между тем как в древности великие Святые: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Неокесарийский, Иоанн Златоуст, по окончании курса учения, вступили в монашество, в монастыри пустынные, там возделали себя иноческими подвигами. В России представляется странное явление: в монастыри вступали и доселе изредка вступают лица из университетов и других высших училищ светских, а из духовных Академий не вступает никто, разве сослан кто-либо вдавшийся в неисцельную страсть пьянства. Это имеет свое значение.
У нас монастыри в крайнем упадке. Повторяем: они извращены. Вступают в них личности почти исключительно из черни, занимаются они исключительно телесным подвигом, почти всегда безплодно или с плодами ложными, приняв средство и пособие за цель и сущность. Но и телесный подвиг сделался ныне редкостью: ныне монастыри обратились в пристанища разврата, местами открытого, местами прикрываемого лицедейством, в места ссылки, в места лихоимства и прочего разнообразного злоупотребления. Такими сделала их каста, смотрящая на них, как на свои аренды, ненавидящая и презирающая их, испражняющаяся в них одними своими исчадиями, нетерпимыми в среде мира по причине необузданного разврата этих исчадий.
5) Подаваемые на Соборе мнения должны быть записываемы, как то было на Вселенских Соборах, после каждого заседания поверяемы, и, по окончании Собора, оглашены печатно во всеуведение.
6) Должен быть составлен проект Уложения или Законов и правил, которыми могла бы руководствоваться Российская Церковь при настоящей ее обстановке. Эти правила нужны, разумеется, только для тех частностей, для которых нет правил в постановлениях Вселенской Церкви,
7) Пересмотреть Катехизисы и Богословие и пополнить, дав им характер православно Восточный, подобный характеру Богослужения Православной Церкви, так, чтобы познания, оглашаемые Богослужением всенародно, были возвещаемы и Катехизисами. Катехизисы эти и Богословия, из которых одни должны быть кратче, другие пространнее, третьи самые полные и пространные, перевести на главные европейские языки, что послужит сильнейшим средством привлечения к Православной Вере.
8) Составить устав для духовных учебных заведений, применительно к уставу монастырей, чтоб жизнь воспитанников была практически и строго христианская, чтоб они приобретали твердые навыки в благочестии, чтоб они хорошо ознакомились с Богослужением, получили вкус к церковным молитвословиям и стояниям. Составить для этих учебных заведений собственно свои учебники, как-то курс Словесности и проч.,— изъяв из них все языческое, все, даже косвенно влекущее к вольнодумству, безнравственности костицизму, иронии, к шутке, к игривости, что все так противно духу христианства и так заразительно действует на испорченную натуру человеческую.—Особенное внимание обратить на философию, из которой должно преподавать с удивительною полнотою логику, впрочем уклоняясь от утонченностей, отвлеченностей и схоластицизма, вредно действующих на природную способность,— на ум.
Историю философии должно преподавать кратко, объясняя учащимся, что основания, на которых философы всех времен создали свои системы, произвольны, по этой причине не имеют никакой прочности и противоречат одна другой. Что человеческая философия должна быть признана никем другим, как только игрою воображения, и собранием мнений, чуждых истины. Того, кто эту игру воображения, эти произвольные мнения, примет за учение истины, философия вводит, по необходимости, естественно в заблуждение и умоповреждение. А это совершается сряду. Что значат учения безбожников? Это — ипотезы, принятые за аксиомы. Сказал святый Иоанн Лествичник: чуждеумна, прежде силы духовны, не проходи словеса: тмы бо суще глаголи, немощных помрачают. Это правило необходимо сохранить по отношению к юношеству.
К истинной философии приводит одно христианство: только при посредстве его можно быть непогрешительным психологом и метафизиком. Зрелыми мужами, изучившими и положительные науки, и философию и писания Отцев Церкви; познавшими опытно значение христианства, может и должно быть составлено подробное изложение философии очень полезное и научное в известном отношении. Оно должно быть рассмотрено и одобрено высшим духовенством, и служить предметом внимания мужей, а не молодых людей, столько способных к одностороннему увлечению впечатлениями мира, духом мира, и, к величайшему удивлению питают протестантское отвращение от монашества, ораторствуют против него не слабее Лютера. Из кончивших курс в семинариях очень редко вступают в монастырское монашество.
В духовных высших училищах необходимо преподавание положительных наук. Весьма справедливо признавал Платон невозможным обучение философии без знания математики. Особливо нужно знание естественных наук: потому что в наше время нигилисты утверждают свое учение якобы на естественных науках. Нужно знать, что они утверждают здание нигилизма не на естественных науках, а на произвольных, нелепых ипотезах. Т.е. предположениях или вымыслах, которых нет возможности доказать теми доказательствами, при которых единственно наука признает познание верным, и без которых все блестящие ипотезы остаются при достоинстве игры воображения, при достоинстве бреда. Природа возвещает Бога по свидетельству Св. Писания (Пс.103, Рим.!,19,20).: и науки, объясняющие законы природы, тем сильнее возвещают Бога. Все великие ученые, математики и естествоиспытатели… не только были деистами, но и признавали христианство. Безбожниками были почти все софисты, незнавшие положительных наук и предававшиеся необузданному умствованию и мечтательности.
9) Собрать и напечатать Предание Вселенской Церкви на Греческом, Латинском, Славянском и Русском языках. И Предание Вселенской Восточной Церкви, выясненное со всею верностью, по достовернейшим документам должно подействовать в пользу Православной Церкви.
10) Синоду дать правильную организацию и уничтожить в духовенстве рабство, по мысли и указанию Святых Апостолов (1 Петр. 5, 2, 3). Для достижения сего необходимо уничтожение касты, и приготовление в приходские священники избранных лиц приходом, а во епископы — епархиею по древнему обычаю Церкви и по преданию Апостольскому.
11) Уничтожить наказания, вновь придуманные для духовенства, принадлежащие по характеру своему к тирании, столь чуждой духа Церкви, служащие — можно решительно сказать—всегда к окончательному нравственному расстройству тех, которые подвергаются им. Напротив того, ввести наказание, установленное Апостолами, и по ныне читаемое в правилах их, — ввести отлучения и извержения — то есть лишение духовного сана и исключение из духовенства, которого ныне так избегают, под предлогом народного соблазна. Но извержение необходимо для очищения Церкви от недостойных служителей. Напротив того нынешние меры, состоящие наиболее в варварском обычае, введенном в царствование Иоанна Грозного, и состоящем в сохранении гнилых членов в недре Церкви, в помещении их в монастыри, растлили монастыри, обратили их в нравственные отхожие места, а лицам белого духовенства внушают решительное бесстрашие. По древнему обычаю Церкви должно предоставлять на произвол лишенным духовного сана распоряжение собою, если не сделано никакого преступления пред гражданскими законами. Эта мера в самом скором времени возвысит духовенство в нравственном и духовном отношениях, безобидно для членов, устраненных из него.
Заключение. Главная причина нестроения Церкви заключается в том, что правила Святых Апостолов, Соборов и Отцов оставлены без внимания, даже забыты, а заменены они выдумками, чуждыми духа Церкви, заимствованными из духа враждебного православной Церкви, уничтожающими самый дух Церкви при оставлении одного наружного благоприличия в некоторой степени и форме».


Три друга.
(Притча)

Пришел одному человеку смертный час. И послал человек за своими друзьями—проститься с ними. Пришел один друг, и сказал ему человек:
— Прощай, друг, я умираю.
Прощался с ним первый друг и сказал:
— Когда умрешь, я за тебя свечку поставлю.
Пришел второй друг. Прощался с ним человек, и обещал второй друг проводить его до могилы.
Пришел после всех третий друг.
— Умираю, — сказал человек.—прощай и ты.
— Не прощайся, — сказал третий друг, — я с тобой не расстанусь, пойдешь в могилу, — с тобой в могилу пойду. Пойдешь в жизнь, я с тобой в жизнь пойду,
И умер человек. Деньги ему свечку поставили, жена до могилы проводила, а пошли с ним в могилу его добрые дела, которые и оправдают его на страшном суде. Спешите же делать добро.
«Творец времени бережет время, а мы его расточаем. Он спешит делать наше спасение, а мы откладываем. Утром говорим: «Начну в полдень. В полдень — отложу до вечера. Вечером — это еще не последний час». В юности отлагаем спасение свое до зрелого возраста, в зрелом возрасте отлагаем до старости; в старости—до последней болезни. После этого нет ничего невероятного, что нощь смертная, когда никто не может делати, застанет нас совершенно не готовыми стать на суд.
И не говорите о милосердии Божием, лучше вспомните Его правосудие. Не указывайте на разбойника, — кто знает, будем ли мы пред смертью в состоянии хоть слово сказать к Господу? И тогда куда денутся надежды человека, откладывающего день ото дня спасение свое? Притом, когда этот день наступит? Не знаем мы дня, когда придет к нам Господь. Не знаем, когда и мы сами придем к Господу. День земной всегда оканчивается вечером, а день нашей жизни, увы, оканчивается часто в полдень, и ранее того: и тогда с чем предстанем на суд Божий? Наконец, сама возможность делать добро разве не может исчезнуть? Вот теперь ярко светит над нами солнце, день нашего благополучия в полном разгаре, мы здоровы, средства есть. Милость Божия очевидна, и за ней льются на нас и милости человеческие: самое благоприятное время для делания добра. Но, случается, среди ясного дня вдруг раздается гром и сокрушает могучие дубы, внезапно разразившаяся буря разбивает самые крепкие корабли, разрушает самые прочные здания. Кто знает, не разразится ли и над нами буря бед и напастей? Кто из нас может быть уверен в прочности своего земного счастья?».
«Будем же делать добро, пока день есть. Будем молить Бога, чтобы день нашего земного благополучия не сменился нощию бед и напастей,— увы, от них никто из людей не застрахован. И прежде всего, чтобы нощь смертная не застала нас неготовыми войти в радость и небесный чертог божественной славы Господа нашего Иисуса Христа, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь».
Лаврентий еп. Курский.

Напишите мне



Используются технологии uCoz