(К масленице).
Быть христианином, значить стать новым. Новые понятия о Боге, о людях, о правде, о жизни требуют и новых порядков, перемены всех обычаев, всего житейского строя. Сделавшись христианином, человек должен быть, как говорит апостол Павел, стать новою тварью. «Кто во Христе,—тот новая тварь, древнее прошло, теперь все новое». (2 Кор. 5; 17).
Стать Христовым - это не значит только окунуться троекратно в купели, надеть крест на шею и записаться в церковные книги под христианским именем. Нет, это значит — родиться духом, обновиться всем своим существом, принять новые понятия и по ним наладить новую, добрую, чистую жизнь.
Нужен не новый ярлык с надписью: «христианин», а новый вкус, новый характер жизни. «Прежнее прошло, все должно быть новое», - говорит Апостол. Спаситель учит: «Новое вино нельзя вливать в мехи старые». Между тем, у христиан не только в обычной жизни, а даже в праздниках, в их светлых торжествах—доселе сохранилось много языческого. Учение исповедуем новое, Христово, а жизнь ведем по-старому, по-язычески.
Возьмите, например, масленицу. Вся Россия от шумных столиц до последнего глухого поселка справляет ее, как самый большой праздник: в домах готовят блины и другие яства, до пресыщения пьют и едят. На улицах идет пьяное веселье – масленица!... Ярмарки и базары, ряженые и различные игрища – все оправдывается приходом масленицы.
Почему все это? На каком основании? Близится Великий пост, дни молитвы наступают, а у нас у всех веселье. Само по себе веселье, конечно, не грех, если оно чистое, светлое, трезвое, но всему свое время. На пороге поста, накануне дней покаянной молитвы,— не место жирной пище и шумным забавам. Масленичный чад и шум в эти дни — полный разлад понятий с жизнью. Выходит, христианские понятия — одно, а наши обычаи — другое. Так не должно быть, потому что наша масленица — старые мехи, отголосок древнего отжившего язычества.
Наши предки язычники-славяне, были земледельцы. Их благополучие зависело от урожая, а урожай, по их понятиям, зависел, прежде всего, от солнца, потому они и считали солнце своим божеством. Все их праздники так и подогнаны были, чтобы отмечать ту или другую перемену отношений солнца к земле. Так, в конце зимы, в феврале, когда начинает чувствоваться теплое дыхание весны, во славу солнца пекли блины, жирно смазывая их, чтоб они блестели наподобие солнца. В конце праздника, на санях за околицу вывозили соломенное чучело и там сжигали перед солнцем.
Таким образом, наша масленица — пережиток языческой старины. Это грустная отрыжка язычества в христианское время. Не надлежаще еще мы очищены покаянием, слабо проникнуты евангельским духом: спустя и стольких сотен лет после крещения Руси в нас много язычества. Наши христианские понятия у нас соединены с языческими обычаями, — новое вино влито в старые мехи. Пора готовить новые мехи для нового вина, по христианским понятиям христиански налаживать и самую жизнь. А, значит, пора задуматься, уместна ли разгульная масленица накануне Великого поста.