Вниду в дом твой (часть 2)  

Часть 2-я.

1. Ответы на вопросы верующих,
принимавших участие в занятиях воскресной школы для взрослых.

Выше я говорил, о проводимых занятиях воскресной школы для взрослых. Некоторые верующие, не имели возможности посещать каждое занятие. Так родилась идея записи происходившего на диктофон. Наиболее интересные и часто встречающиеся вопросы и ответы на них, были отобраны и помещены ниже.
Кроме того, это и вопросы по поводу того, как войти в Дом Божий.

1.Человек создан по образу и подобию Божьему. А грехопадение, которое произошло, как связано с этим? Или грехопадение было «запрограммировано» в человеке, как особый вариант поведения?
Конечно, грехопадение связано с наличием образа и подобия Божьего в человеке. Связано имеющейся у человека свободой выбора поступков. Что касается некоей «программы» на грех, то, естественно, этого не было и быть не могло. Грехопадение было вызвано неправильным использованием дарованного, в данном случае, свободы.

2.В крещении человеку прощается первородный грех. Почему же у крещеных родителей рождаются дети с первородным грехом?
В постановке этого вопроса, кроется элемент некоего юридизма, это от туда, с Запада. Православная Церковь ни когда не подходила к вопросу о первородном грехе как деянии, за которое несут ответственность и не совершившие его. Речь идет о порче природы человека. Через зачатие и рождение, это пагубное изменение переходит и во младенцев, поэтому, для наследования Царства Небесного, им обязательно крещение.

3.Если человек крестился уже во взрослом возрасте, необходимо ли на исповеди говорить о грехах соделанных до крещения?
Нет, все грехи, сотворенные до крещения, остались там, в купели, ибо исправлена природа человека.

4.На Проскомидии священник изымает частицы из служебной просфоры за каждого человека поименно и потом эти частицы опускает в Кровь Христову. Что при этом происходит? Человеку поминаемому прощаются грехи? Тогда как же исповедь? Как это влияет на человека?
Да, на Проскомидии изымаются частицы за каждого поименно. В конце Божественной Литургии с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь, Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих», частицы погружаются в Потир. Мы верим и исповедуем, что грехи поминавшихся прощаются.
На исповеди, после чтения священником разрешительной молитвы, человек очищается от греха. Но при кажущемся подобии в результате, освобождении от греха, между Литургийным поминанием и исповедью большая разница. На исповедь человек приносит свое покаяние, по крайней мере, должен приносить. Покаяние, как осознание заблуждений и желание изменить греховную жизнь. Исповедь – это врата на пути к единению с Богом. Литургийное поминание – это мольба о прощении, часто даже не самого поминаемого, но его близких. И священники, и Архиереи, на каждой службе изымают частицы, в том числе, и о себе. Но это отнюдь не исключает покаяния и исповеди. Литургийное поминание и исповедь не исключают друг друга, но дополняют.
А на человеке как это сказывается – положительно, больше возможности ко спасению, больше укрепляющей благодати Божией. Ведь, кроме всего, даже после исповеди остается некое количество забытых грехов.

5.Обязательно ли во время исповеди рассказывать священнику обо всех грехах, или только об основных?
А кто может определить, мелкий это грех, или «основной»? Да и что это за категории такие?! Любой грех – есть уход от истины, от цели. Куда приведет это блуждание, также ни кто не скажет. Помыслы, большой это грех? А ведь именно увлечение ними и приводит впоследствии человека к согрешению. Конечно, нельзя считать нормальным и многостраничные «труды», подготовленные к исповеди. Вообще, реакция души на совершенный грех должна быть подобна реакции желудка на плохую пищу – выбросить. Равным образом, и не принимать более подобного. В данном случае, не совершать. Исповедь подобна свету, проливаемому в самые темные закоулки души. К сожалению, самое темное, мы от этого света и скрываем по разным причинам.

6.На сколько мелкие грехи нужно исповедовать?
Вспоминается такая, очень мудрая притча. Двум людям сказано было набрать по мешку камней. И вот один человек собрал мешок маленьких, а второй, положил себе один большой камень. Когда же им предложили вернуть камни на место, то второй сразу это сделал, он помнил, откуда взял свой большой камень. А вот первый возвратить камни по местам и не смог – забыл! Эти «маленькие» грехи, могут быть причиной больших неприятностей, лучше уж от всех избавляться, не пытаясь сортировать по величине.

7.Если исповеданный грех продолжает мучить, хотя больше его и не повторял?
Причин такой ситуации может быть несколько. Самая простая, это – искушение. Ведь вспоминая старый грех, так или иначе, но переживаешь все заново, по сути, опять оскверняешься. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) и не рекомендовал мирянам возвращаться к старым согрешениям.
Но может быть и другое. В последнее время, епитимья как бы ушла из обихода духовной жизни. Церковные прещения редки, об Апостольских правилах стараемся и не вспоминать, даже на русский язык они не переведены.(уже существует перевод – авт.) Забывая при этом, что наказания, предусмотренные ними, это еще и врачевство. Или даже в первую очередь – врачевство. Приходит сейчас верующая в храм на исповедь: «Я сделала аборт» и ждет, что тут же будет прочитана молитва разрешительная, и она будет допущена до Причастия. Наказание же она должна понести как убийца – 15-ть лет без Причастия! А если использовалась химия, или травы для детоубийства, то еще и как волхователь.
Вот и стоит батюшка перед дилеммой – и допустить нельзя, и не допустить – неприятностей не обберешься. Я, было, не допустил оккультистку, так она меня год жалобами истязала. Приходила в храм и каждое слово записывала, контролировала! Да и втолковуют со стороны, и сверху, что мягче надо, народ не тот, человек, дескать, совсем из храма может уйти. Допустят ее, а облегчения не будет! Женщины, действительно осознавшие ужас детоубийства, сами просят наложить на них епитимью. Конечно, не в виде отлучения от Причастия, но все же.
Поэтому, мучить грех может еще и из-за отсутствовавшего врачевания епитимьей.

8.Дома, во время подготовки к исповеди, может быть сокрушение и слезы о грехах своих. А на следующий день в храме этого уже нет, и почти ничего не чувствуешь во время исповеди у священника. Как быть?
Прежде всего, это не увлекаться чувственным, не тешить себя слезами и сокрушением. Лучше стоит подумать о том, что подобное было и перед прошлой исповедью, а грехи повторяются. Вполне возможно, что и подготовка неверна – все те же вычитки, многочисленные акафисты, а покаяние-то, как говорится, и не ночевало. Вот и в храме ждете чего-то эдакого. Это опасное занятие.

9.Как воспитать в себе любовь к ближнему?
Видением своих духовных негораздов, своей испорченности. Человек ведь как устроен, если окружающие не знают о моих грехах, так их и нет, этих грехов. А нет грехов, так можно и чужими заняться. У ближнего рассмотрел что-то – вот он, такой сякой! А вообще, любовь, это совокупность совершенств, как учил Апостол. Это дорога всей жизни, стяжание за всю жизнь. Разве можно пересказать все духовное наследие Православия?!

10.Прочитал в книге, что прп. Феодосий Великий, объятый любовью к Богу, старается так выражать эту любовь: молитва его – непрестанна, стояние – всенощное, пост – безмерен. То, что любовь выражается в молитве, можно понять. А как любовь выражается в посте?
А любовь и не выражается в посте, пост – одно из средств для стяжания любви, пребывания в ней. Пост является одним из способов отвержения телесного, бренного, ради духовного. Бог есть Дух, естественно, что чем менее наше духовное, наша душа, связана тленным, тем ближе она к Богу. Когда человек кого-то особо выделяет, привязывается к нему, то старается в обществе приятного человека проводить больше времени. А что уже за любовь говорить! Так и подвижники, они искали любое доступное средство, лишь бы быть ближе к Богу.

11.Человек своими грехами удаляется от Бога. Что препятствует Богу дать человеку благодать?
Ни что, кроме отсутствия желания человека принять. Принуждать Господь не хочет, уважая Им же дарованную человеку свободу. А так, она, благодать, человеку постоянно предлагается. Но представим себе такую ситуацию – льется из источника вода. Почерпнуть ее можно только сосудом. Неразумный жаждущий сует под струю то кувшин вверх дном, то – закрытый вовсе. Сосуд-то мокрый, облизав влагу, может, от жажды и не умрешь, но и не напьешься.

12.Мою мать не хотят исповедовать, так как она живет с отцом не венчанная, а до этого, отец был обвенчан с другой. У нее с отцом 3-е детей, как ей быть?
Видите, как получается, вместо того, чтобы заранее решить все проблемы, мы, вначале, делаем то, что хочется. А уж потом, это хочется, пытаемся согласовать с тем как надо.
Повод для церковного развода один – измена другого супруга. Изменивший несет ответственность и за нравственность своего супруга. Скажем, желание принять постриг в монашество одного из супругов, может быть удовлетворено, только при согласии второго супруга также принять постриг. Хотя, на мой взгляд, отказ в исповеди абсолютно не правомерен. Еще в недопущении к Причастию какая-то мотивация может быть, но к исповеди?! Священство призвано не судить, но помочь спастись. Может быть, там есть еще какие-то отягощающие моменты. Но, в любом случае, следует обратиться с прошением к правящему Архиерею на разрешение церковного развода, при этом подробно изложив все обстоятельства. Если будет дано благословение – узаконить связь венчанием.

13.Крещение детей – это защита от грехов родителей?
Нет, грехи родителей детям не передаются. Вообщем-то, есть даже мнение, высказываемое многими богословами, что погибшие некрещеные младенцы, хотя Царства Божьего и не наследуют из-за испорченной первородным грехом природы, но и не попадают на мучения, так как безгрешны.

14.Болезни – это следствие грехов. Как очистится от грехов эффективно?
В такой постановке вопроса присутствуют два момента, не свойственные Православию – оккультизм и западный рационализм.
Нельзя грех рассматривать как нечто, что можно приобрести с легкость и, с такой же легкостью отдать, отбросить, без всяких последствий для согрешившего, имевшего грех. Тем более, в контексте здоровья телесного. «Сделанный грех рождает смерть», - говорит Апостол. Вот смотрите, пьяница пьет, пьет, грех тягчайший. Приходит осознание, покаяние, он бросает пить, исповедуется, Причащается – прощен. Прощен в том смысле, что опять способен к совершенствованию в добре. Но следствие греха, больные печень, почки, сердце, все это ведь остается. Грех разрушает тело. Все наши грехи видны на нашем лице – хитрость, лживость, обжорство, блуд и пр.
Что касается собственно болезней, то здесь действует еще один принцип: искушение длится столько, сколько искушаемый на него обращает внимание. Я расскажу два случая со смертельно больными, а вы делайте выводы.
Первый случай произошел еще в советское время на крупном приходе в областном центре. Одна женщина, верующий человек, в свободное от работы время приходила работать в храм. От денег за работу не отказывалась. Случилась беда – устанавливают у нее рак, причем, в такой стадии, что уже и операция бесполезна. Посоветовавшись с духовником, а это дивной любви человек, старец и внешне, и внутренне, истинный пастырь, она решает уехать на Север России к сестре. Там жил монах-подвижник, к нему-то она и отправилась с просьбой помочь подготовиться к смерти.
Этот старец-монах, ни чего не обещая, стал разбирать дремучие завалы в ее душе, помогая самой во всем разобраться, прийти к истинному покаянию. Абсолютно смирившись с грядущей вскоре смертью, женщина, на почве покаяния, дает обет Богу, что, останься она в живых, уже не работала бы на производстве, а все время посвятила бы пребыванию и труду в храме безмездно.
Проходит неделя, месяц, другой… Сестра удивлена – приехала умирать, а живет, да каждый день за город сама ходит. Делают проверку – рака нет!
Но на этом история не закончилась. Возвращается наша исцеленная женщина домой и исполняет все по своему обету. Однажды она простудилась и отправилась в поликлинику к врачу. Ищут ее карточку, ищут, не могут найти. Она подсказывает, что вот числилась по онкологии и пр. Находят, но ее не к врачу направляют, а просят подождать. Через некоторое время, появляется милиционер и просит ее пройти. Оказалось, что карточка уже была выписана по смерти, и медики решили, что паспорт на это имя просто украден!
Второй случай произошел в мое настоятельство. Обращается женщина, не так давно пришедшая в храм, за советом, как ей быть, уже перенесла несколько онкологических операций. Однако, состояние хуже и хуже, уже назначены самые крайние меры лечения. Конечно, направленность ее мыслей была одна – выжить! Я же постарался примирить ее с мыслью о возможной смерти, с необходимостью к ней приготовиться наилучшим образом через покаяние и систематическое принятие Святых Христовых Тайн. Был период, когда она вообще несколько служб пропустила – душа была в смятении. Потом же произошел, Божьей милостью, переворот в ее восприятии реалий, пришло смирение. Она жива, слава Богу, и по сегодняшний день. Отказалась от лечения, не пропускает церковных служб и, даже, преодолев слабость, стала помогать в благоукрашении храма.

15.При воспитании ребенка, если он не слушается родителей, можно ли применять розги? Считается ли применение их грехом?
В богословии, в духовной литературе, эта тема не очень освещена. Хотя, если взять назидания Апостола о не раздражении своих детей, и вообще о воспитании любовью, то физические наказания, конечно, как минимум, не желательны. Епископ Игнатий однозначно говорит о недопустимости битья девочек. Я думаю, что если применение физического воздействия и возможно, то только в каких-то особых случаях. Скажем, в качестве наказания за деяния, чреватые возможностью гибели чада физически или духовно. Ну, а грех или нет, Бог весть. Нормального человека совесть будет глодать, ведь сама возможность подобных ситуаций, это уже изъян воспитания.

16.Часто говорят, что не могут принять Евангельских слов о смирении и терпении обид: «Если моего сына кто-нибудь обидит, я терпеть не буду!» Как в таком случае поступить, если сын действительно не виновен, а обидчик такой, что всем причиняет зло.
Прежде всего, скажите, а какие Евангельские слова легко принимаются?! Если бы принимались и исполнялись, так все безгрешными были, а мир пребывал бы в благости.
В подобных ситуациях следует быть очень осторожным, как оказывая ребенку защиту, так и отказывая ему в ней. Вы слышали когда-нибудь от своего чада, что он не прав был в отношениях с товарищами? Сомневаюсь. Излишняя опека приведет к тому, что смирения не будет и у ребенка, не только у родителей. И уверяю вас, проявится это в отношении родителей, прежде всего.
Однако все мы знаем о дикой жестокости подростков в наше время. Если ситуация чревата угрозой безопасности ребенка, то вмешаться, естественно, стоит. Но, опять таки, осторожно, дабы не спровоцировать новое «разбирательство».

17.Ребенку 11 лет. 10 месяцев прошло, как начали ходить в церковь, стараемся выполнять церковный устав. А ребенок не всегда прислушивается к нашим поучениям, вызывая этим раздражение. Даже обидно, что ребенок не понимает, чего мы хотим от него. Как нам поступать и вести себя в этом случае?
Прежде всего, стоит вспомнить, сколько лет вы сами не хотели понять, чего желает от вас Отец Небесный! Что же можно требовать от ребенка за 10 месяцев?! Проблема эта очень характерна для людей недавно пришедших к вере, поэтому стоит остановиться на этом вопросе подробнее.
Причина негораздов с детьми, потеря взаимопонимания, кроется как раз в изменении образа жизни, мировоззрения. Ребенок – копирка. Это одно, второе – родители для него абсолютно умны, правы, все знают. И вдруг оказывается, что родители все это время заблуждались, т.е. все, чему учили до сей поры, не является истиной. А то, что начали сейчас исповедовать, еще и обременительно – заставляют что-то не есть, рано просыпаться по воскресным дням и тащат в храм. А там приходится стоять (сегодняшние дети так это не любят!), вообще, происходит что-то непонятное, говорят на каком-то другом языке и пр. Если они тогда ошиблись, может, думает он, и сейчас то же? Поэтому, необходимо очень осторожно и бережно подойти к его проблемам в этот период. В конце концов, причина появления их, сами родители. И к исполнению церковного устава следует не принуждать, но приводить к убежденности в необходимости исполнения личным примером. И любовью.

18.Расскажите о проведении поста в супружеских отношениях. Существуют различные точки зрения.
Увы, увы, действительно, учений человеческих не перечесть и о сем предмете. Но вот слова Апостола: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».(1Кор.7;3,5.) Кто-то может что-либо добавить? Думаю, сказано без возможности двоякого толкования.
Вообще, учение Божье, доведенное, в частности, и через Апостолов, и учения человеческие очень легко разделить. И проще всего отделить зерно Божье от плевел человеческих можно по результату получаемому. Лучше, конечно, путем умственным, к сожалению, часто видим результат по применению в жизни.
Однажды подходит ко мне верующая прихожанка со слезами на глазах и говорит, что ее муж, такой сякой, ее бросает, разводится. Начинаю мягко так расспрашивать, что, да как, оказывается, ее в одном монастыре «наставили» по вопросу о супружеском посте, правильнее, о посте в супружестве, сказав буквально следующее. Пост в супружеских отношениях следует держать во все посты, во все постные дни (имеется в виду среда и пятница), и во все дни перед днями постными!!! Комментарии излишни. Я, буквально в шоке, спрашиваю женщину, сколько же ее муж выдержал такое пощение?! Ответ: «Почти три года!» «Так ему памятник ставить надо», – уже не выдерживая, почти выкрикнул я! Потом был долгий разговор, и не один, остались они, сохранили супружество. Муж стал прихожанином, участвовал в работах по храму. Надо сказать, и женщина преобразилась.

19. Как вы относитесь к ночным бдениям за молитвой?
Я мог бы ответить односложно – положительно, но понимаю, что вы ждете не этого. Вопрос этот необычайно объемен, но попробуем его раскрыть.
Как вы считаете, машина, это хорошая, полезная вещь? Хорошая и полезная, так. А если пьяный за рулем? Опасная! Еще менее лестно отзовется о транспорте тот, кто попал под колеса.
Также и с любым внешним деланием, в том числе, и с ночной молитвой. При разумном использовании, когда это не сама цель, но средство, и хорошо понимаема цель, и хорошо воспринимаемое средство, это возможность духовного роста. При отсутствии оного – прелесть.
Сейчас повальное увлечение «неусыпаемой псалтирью». Скажите, а кто знает о начале суточного чтения, когда все началось? Ни кто. Родоначальником же был преподобный Александр, в анналах церковных именуемый, как основатель обители «Неусыпающих». Это был необыкновенный человек, точнее, человек с необыкновенным для окружающего мира верой в Божье промышление обо всей твари. Великий подвижник и аскет, был абсолютным безсребреником, даже о пище не промышлявший, веря словам Спасителя, что Господь пропитает любое Свое создание, а особенно любимое, человека. Вот он-то и ввел в своей обители постоянное чтение псалтири. Под своим духовным окормлением. Это было спасительно. Разве можно сравнить это с тем, что происходит сегодня, когда, вне обители, едва пришедшие к вере миряне, без серьезного духовного окормления, берутся за «неусыпаемую»?!

20. Что подразумевается под тем, что Адам и Ева отведали плод с древа познания добра и зла?
То и подразумевается, вы же не сборник языческих мифов читаете, а книгу Жизни. А Жизнь – это Истина, заблуждение или искажение – смерть. Другое дело, почему такие серьезные последствия от, казалось бы, малозначительного действия. Это оттого, что нам не всегда понятен смысл происходящего, последствия того или иного действия. И, конечно же, от самого факта противления Богу. Причем, нарушения непосредственного Его указания.

21.Существовали ли мы до рождения?
Конечно, нет. Путешествия душ из тела в тело, это из области буддизма, кришнаитства и т.п. Один из сатанинских миражей, увлекающих людей – плохо себя ведешь, не беда, в другой жизни оправдаешься!

22.Если пост телесный не первостепенен, то почему тогда подвижники измеряют преуспевание духовное, успехами в посте? У святителя Иоанна (Максимовича) к концу поста мышцы лица так ослабевали, что не закрывались уста. Почему?
Простите, а что это за степени?! Пост не цель, но средство, и средство весьма, и весьма эффективное. Более того, абсолютно необходимое для того, кто становится на путь духовного делания. Пост – это альфа и омега этого пути, ибо, не укротив свою плоть, не освободишь дух, не очистишь душу. И все очень просто – если ты не научился властвовать даже над телом, то, что уж говорить о душе! Но опять таки, не сам пост цель, но результаты его.
Что касается подвижнических постов, почему на них делается такой акцент, то причина этому та, что добровольно человек, не стяжавший благодати Божьей, вынести подобное просто не сможет. И не только поста, кстати. Скажем, во время гонений на христиан, попадались в руки палачей и, уже имевшиеся к этому времени, еретики. Так вот, историей не отмечен ни один факт стяжания ними мученического венца – отрекались!

23.Если человек хронически болен и многодневные посты приводят к ухудшению его состояния, можно ли получить разрешение от поста или на его послабление? Если да, то как?
Нет такой болезни, при которой крайней и абсолютной необходимостью является вкушение мяса и мясных блюд. И ни одному больному подобные яства здоровья не дали и дать не могли хотя бы по тому, что, усвоение мяса (если это можно назвать усвоением) требует больших энергетических затрат от организма. Я знал случай, когда больная, после тяжелейшей операции с шансами 50 на 50, а то и меньше, дав обет Богу, не принимала мясного. Врачи через кишку пытались вливать мясные бульоны – женщина на отрез отказалась, сохраняя верность данному обету. Живет.
Что касается послабления, скажем, на молочное для детей, больных, стариков, то, вообще-то, это дело личное. Св.Иоанн Златоуст говорит, что зависит это от желания каждого понести труд. В большинстве храмов, принято брать благословение у священника. Но это традиция и не больше того.

24.Как нужно жене относиться к мужу, постоянно раздражающего ее словами, поступками, но не умышленно? Как мужу выйти из этого положения?
Ничего другого, кроме слов Апостола: «Жена да боится своего мужа» и запрещения на поучение мужа, я вам предложить не могу. Если эта ситуация безпокоит обоих, то стоит сесть и поговорить. Не поучать супруга, но – просить.

26.Как применять масло после Соборования и для каких целей?
Речь идет об общих Соборованиях Великим постом, как я понимаю. Прежде всего, следует сказать, что общие Соборования – учреждение достаточно новое. Но даже при личном Соборовании каких-то определенных правил использования елея нет. Традиционно, верующие применяют освященный елей с вином, как носителя благодати, при болезнях помазывая пораженные места, либо употребляя внутрь. Опять таки, это традиция.

27.Нет ли греха в выполнении работ по малым церковным праздникам?
Конечно, нет. Но в молитвенное правило стоит включать тропари дневных праздников, дабы быть сопричастным чествованию святых.

28.Преподобный Серафим Саровский неразлучно носил при себе святое Евангелие. Можно ли и нам последовать примеру святого? И какое Евангелие нужно всегда иметь при себе?
Интересный подход: вначале – «можно ли», и тут же – «нужно»!
Преподобный, прежде всего, носил Евангелие в своем сердце и в своих делах. Поступайте также, к этому Церковь и призывает! Что касается формального ношения Евангелия в кармане, то это уже дело духовника, на сколько сие будет полезно. В общем-то, ни кому не запрещено.

29.Дома имеются книги: фантастика, романы и т.д. Как с ними поступать?
С фантастикой однозначно – в печку, по профессору Преображенскому. Что касается романов, то тут можно перебрать – нельзя держать книги распаляющие страсти, провоцирующие на грех. Думаю, и среди романов мало достойного найдется. Недостойное также – в печь. И не иначе, дабы не соблазнять и окружающих. А то получается так, сам поберегусь, а ты – отведай! Вот собирали мы литературу для заключенных, так ни одной Библии или Евангелия, не говоря уже о просто духовной литературе. Зато французских романов, фантастики, сектантских опусов – не перечесть! Это для спасения заблудших!

30. Когда-то писали, что у католиков есть какая-то благодать. А может такое быть, что где-то благодати больше, а где-то – меньше? Или только есть или ее нет?
Ну, какая-то, вероятно, есть, без наличия благодати мир просто не мог бы существовать, но нам то зачем заниматься этими исследованиями?! Важно другое, можно ли учения Римской церкви назвать Евангельскими по духу, т.е. несут ли они спасение. Святые отцы однозначно говорят – нет! Я вам по памяти приведу цитату из католического догмата о непогрешимости папы римского: «Если воля Божья расходится с волей папы, то она должна быть изменена в пользу папы». Достаточно?!
Что касается количества благодати, то благодатомер не изобретен. Но если мы говорим о стяжании благодати, то, естественно, у кого-то больше, а у кого-то – меньше. Нельзя только это относить к Таинствам Церкви и к любым священнодействиям.

31.Как уверовать в неземную жизнь, жизнь после смерти?
Трудный вопрос. Вера, это ведь не знание, которое подтверждается опытным путем. Вера тоже подтверждается, только много позже. Прежде всего, это вера в Бога и Богу, как истине. Думаю также, что воспламенению веры должны служить примеры Св. Отцов, мучеников и исповедников всех времен. Возьмите величие этих личностей. А они уже на земле имели подтверждение своей вере.

32.Один из старцев сказал: «Прежде всего, нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое мы слышим, сказать – прости». А у меня не получается на каждое слово просить прощение. Исповедовать ли это как грех?
Я не знаю, в каком контексте это говорилось, но в любом случае, речь идет о том, что если ваша речь или поступок были соблазнительны для окружающих, т.е. вызвали раздражение, неприятие, огорчение, обиду, то следует принять все это в свой адрес. И, при необходимости, просить прощения, а не доказывать свою правоту. Нельзя воспринимать это буквально, скажем, вас просят передать деньги на билет в автобусе, а вы ответите: «Прости»! Исповедовать следует то, что относится к категории греха при его полном осознании.

33.Встречал совет молиться: «Господи, открой мне волю Свою»! Нужно ли так молиться и что это значит?
Рискованный совет, взыскивать пути Господни, прямо скажем! Может быть, в критические моменты жизни, судьбоносные, и можно прибегнуть к подобному. Но более оправданным будет последовать примеру одного святителя, сказавшего: «…Не дерзаю испытывать воли Божьей. Я только умоляю Господа неотступно пребывать со мною на путях моей жизни, которые начертает для меня Его Всемогущая Десница».

34.Если замечаешь у священнослужителя канонические нарушения, как поступать?
Открыть и перечитать «Апостольские правила», соизмерив со своими грехами наказания, предусмотренные за них. Если и после этого будут посещать мысли о чужих согрешениях, задуматься о милосердии духовенства, допускающего к Причастию даже вопреки «Правилам». Фактически, беря при этом грех на себя, ибо в «Требнике» сказано без возможности двоякого прочтения: «Иерей, да не дашь недостойному». И все это, ради вашего спасения.

35. Вы когда-то говорили об истине. А знать о нарушениях церковных иерархов, это истина?
Истина это то, что Они иерархи, Архиереи Бога Живаго. Истина и то, что Их благословением и благодатью священник совершает Таинства, без которых невозможно спасение человеков. Это – истина!
Когда Христос пришел в родной город, то земляки пытались судить о нем, как об одном из них. На основании этого суда, не приняли Спасителя, более того, пытались избить. Поэтому и чудес, как действия благодати, они не получили. Мнение, составленное нами о людях, говорит, прежде всего, о том, какие мы сами.

36.Всем известны различные нарушения в церковной жизни, среди которых есть и грубые. Неужели они ни на что не влияют?
Во-первых, не всем. Во-вторых, если вы так акцентируете на этом внимание, то влияют, на ваше спасение. Чтобы увидеть затмение Солнца, берут либо темное стекло, либо белое – закапчивают. Смотрите на Солнце, Святую Православную Церковь, открытым ясным оком и спасетесь.

37.Как понимать «Акафист за единоумершего»?
Как бред. Акафист – это хвалебная песнь Богу, Богородице, святым. Наибольшее распространение акафисты получили у униатов. В нашей церкви расцвет «акафистотворчества», это конец Х1Х начало ХХ столетия и наше время. Именно сейчас и появились подобные перлы. В основном, как тогда, так и сейчас, за счет проникновения чуждого духа. Подробнее я писал в статье к «Сборнику редких акафистов».

38.Как благословлять детей на венчание?
Иконами. Традиционно, родители жениха благословляют иконой Спасителя, невесты – Божьей матери. Иногда, и те и другие родители, благословляют парой икон. Благословляют перед самим таинством. Потом, этими же иконами, молодых супругов благословляет совершивший венчание священник. Все время таинства иконы лежат на Святом Престоле.

39.Как следует смотреть на детей, если не венчанные родители, они что, незаконнорожденные? Говорят, что от этого они болезненные и в жизни – неудачники.
Нет, дети от таких браков, если, конечно, там нет каких-то других осложнений в виде прошлых семей, вполне законнорожденные. Определением Святейшего Патриарха семьи, созданные в советский период, но без венчания, не считаются блудным сожительством. Это одно. Второе. Дети, рожденные от греховной связи, не несут за это ответственности, как и за любые другие грехи родителей. Наследуют греховную природу, это да, но они уже отвечают за свои, а не за родительские согрешения.
Что значит, «неудачники»? Христос отказался от всего, ценимого в греховном мире – власти, денег и пр. Не буду продолжать, понятно. Что может православный, если он действительно православный, вложить в понятие «неудачник»? Подумайте об этом.

39.Из десяти заповедей, нужно все исполнять, или достаточно одной, чтобы узреть Бога?
Двух. Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего. Все остальные – суть производные от двух первых. Еще точнее, раскрытие, конкретизация второй заповеди. А вторая невозможна без первой. И все.

40.Если квартира освящена, то нужно ли через какое-то время повторить освящение?
Вообще-то, повторное освящение не предполагается, за исключением случаев смерти кого-то из проживавших в доме. Но раньше, когда была действительно приходская жизнь верующих, часто проводились молебны в частных домах, обычно, с водосвятием. Т.е. восполнялась благодать в доме. Сейчас это уже практически забытая традиция. Поэтому-то и прибегают к повторному освящению.

41.Зачем нужны иконы, каково их предназначение?
Зачем нужны человеку портреты близких? Дабы вспомнить. Чтобы, глядя на образы тех, кого рядом нет, очистить воспоминание о них от шелухи суеты.
Иконы – это не просто лики дорогих нам людей, это лики тех, кто всю Свою жизнь посвятил нам, нашему спасению. Значит, нашей жизни. Кроме того, во время освящения икон, в молитве на освящение, испрашивается особая благодать и заступничество для всех, кто эти иконы будет почитать. Поэтому, иконы в доме – это Божье присутствие и вспомоществование.

42.Кто такие иноверные и инославные?
Иноверные, это люди, исповедующие религии, не признающие Христа Богом: евреи, магометане (мусульмане), ламаисты и язычники. Инославные, это христиане, исповедующие Христа Богом, но привнесшие отклонения в дух и обрядность Апостольской Церкви. Это католики (но не католики-пятидесятники), часть лютеран, англиканцев и т.п. Современные секты «свидетелей» Иеговы, баптистов и иже с ними, относятся к иноверным. Принадлежавших ко многим из этих сект, даже если они были крещены в Православии, принимают к общению только через таинство миропомазания.

43.Можно ли во время службы, чтобы мысли «не гуляли», пользоваться брошюрой «Как подобает молиться христианину во время Божественной Литургии»?
Во время службы, надо присутствовать на службе и телом, и мыслями. Для этого стоит изучить и язык, и порядок службы, смысл ее, даже если ты не клирик. Тогда и мысли не будут «гулять». А книги, как бы они хороши не были, читать нужно не в служебное время.

44.Что такое «сорокоуст»?
Сорокоуст – это сорок Литургий, на которых будут поминаться люди, имена которых вы укажете. Особо часто рекомендуется для поминовения усопших со дня смерти. Для живых, обычно, заказывают календарную службу – месяц, три, шесть… Но это не значит, что сорокоуст нельзя заказать о здравии, просто – традиция.

45.Как отдавать десятину?
Достать из кармана, дипломата, кошелька и отдать. Отдать десятую часть всего приобретенного за энный период времени.
Надо сказать, что десятина вызывает большое непонимание у верующих и именно православных (даже сектанты «исты» исправно ее платят). Но давайте вдумаемся. Вы что-то берете у заимодавца, какую-то сумму денег. Вместо возвращения всего, от вас требуется отдать 10% и поступать определенным образом. Это ли не милостиво?! Все, что мы получаем, получаем от Бога. Так отдай десятину и не искушай.

46. Можно ли женщине в период очищения входить в храм, прикладываться к иконам?
Нельзя, нельзя по церковному уставу. Но, сегодня традиция сложилась следующим образом. Женщины в храм заходят, но не проходят в центр храма, не прикладываются к иконам, кресту и не берут благословение.

47. В каком случае следует заказывать сорокоуст о здравии? Чем сорокоуст отличается от молебна?
В любом, когда вы хотите о себе ли, о ближнем вашем, помолиться сугубо, отрешить или отрешиться от не исповеданных, в частности грехов.
Я, как-то говорил уже. Молебен – это чествование и просьба. Сорокоуст, как любая Литургия, это сугубое разрешение от грехов Кровию Спасителя. И так сорок раз.

48.Чистота плоти, это еще понятно. Но что такое чистота духа и скверна духа?
То, что приводит к чистоте или осквернению плоти – все грехи и рождаются, и искореняются на уровне души.

49. Кремация тел, это грех?
Грех, и грех не малый.

50. Я читала, что, окончив молитву, следует, обратившись лицом к Западу, трижды прочитать отречение от сатаны. Затем нужно дунуть и плюнуть в ту же сторону. Верно ли это? Не язычество ли все эти плевки через левое плечо или на тот же запад?
Да, я, просматривая привезенную для лавки литературу, тоже встречал этот потрясающий совет в одном из современных молитвословов. Конечно же, чистой воды язычество. Человек отрицается сатаны (или вместо него восприемники) в Таинстве Крещения. В дальнейшем, дела и мысли покажут, отрекся ли.
К сожалению, сейчас в литературе встречается огромное количество подобных выкрутасов. До революции, существовала цензура Священного Синода. Цензорами назначались образованнейшие духовные люди. Скажем, долгое время цензором был известный православный писатель и богослов, прот. Григорий Дьяченко. К сожалению, сейчас все пущено на самотек. Благословения правящих архиереев часто и густо вообще фикция – взяли и написали кого подальше. Кто-то поедет проверять?! Бабушки на селах поступают проще. С «ятями» книга, или с твердыми знаками, репринтная, значит – православная. А если современного набора, то попробуй, уговори взять!

51. Можно ли купаться в открытых водоемах после 2-го августа, праздника пророка Илии? Входит ли нечистая сила в воду после 2-го августа?
А что может мешать, кроме плохой погоды, которая в августе – редкость? Ни в «Типиконе», уставе церковной жизни, ни в Апостольских правилах чего-то подобного нет. Это народничество.
Что касается нечистой силы. Не видел, слава Богу, не знаю. Знаю только то, что св.Отцы, в том числе, и пророк Илия, призывали не грешить. О купаниях в определенное число – ни слова!

52.Если священник пьет и впадает в грех блуда, об этом любят говорить сектанты, какое ему положено наказание по церковным правилам?
Я смотрю, что не только сектанты любят подобные разговоры. Правда, интересно, что же это ему там за наказание полагается, если он возьмет, да и согрешит! А вот какое наказание понесу сама (почерк – женский) за те же детоубийства или предохранение от зачатия – не-а, не интересно!
Наказание священнику за подобные грехопадения – лишение сана.

53. Если человек не постится 4 поста, не соблюдает пост в среду и пятницу, отпадает ли он от Церкви или нет? Православный он или нет?
Да, отпадает. Правилами Святых Апостолов (69 правило) человек, не соблюдающий постов, должен быть отлучен от Церкви. Соответственно, он уже не может считаться и православным.

54. Всякая власть от Бога, но почему духовенство не говорит, в награду или в наказание нам современная власть?
Духовенство призвано служить Небесному Царю. Обязано почитать земные власти, как волю Божью. Пасомых наставлять в добре, а не к привычке судить власть предержащих. А так – по заслугам чин дается!

55.Можно ли после Причастия, уже запив, целовать иконы, руку священника и т.д., или только крест?
Можно, но не нужно. Я думаю, вполне оправдана благочестивая традиция ни к чему, кроме креста не прикасаться устами. Иного мнения в среде духовенства не встречал.

56.Мой муж с завода приносит всякие «железяки», говорит, что валялись, поэтому взял. Это относится к греху воровства?
Конечно, относится. Все это – злоприобретение.

57.Как приклоняться к иконам в храме, все обходить?
В центре храма, на аналое, всегда находятся иконы: храмовая, т.е. в память святого, в честь которого сооружен храм, или события из земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы, если храм в Их честь. Также, если нет большого праздника, минейная икона. Это икона с изображением святых и праздников, которые отмечались или будут отмечаться, в ближайшие дни. В воскресные дни полагается икона Воскресения, если это не Великий пост. В большие церковные праздники, на Всенощном бдении, выносится икона праздника. Вот к этим иконам прикладываются обязательно и в первую очередь.
Поклонение другим иконам, находящимся в храме, очередность и прочее, это уже ваше личное дело.

58. Как относиться к атеистам, можно ли с ними общаться?
Если это не отпавшие от веры и не хулители Православия, то можно. Но стоит помнить, что худые компании портят добрые нравы. Поэтому, общение, но не застолья, да еще постами.

59. Быть смиренным, это быть всегда униженным?
Унижает человека грех, праведность – возвышает. Кроме того, для смиренного человека такой категории как унижение просто не существует.

Напишите мне



Используются технологии uCoz